Поиск

Проблемы, ремонт и обслуживание автомобильных генераторов

Генератор является одним из основных компонентов электрической системы автомобиля. Он состоит из ротора и статора.

генератор


Генераторы бывают двух видов, постоянного тока и переменного, от чего зависят конструкционные и эксплуатационные особенности.
В генераторах постоянного тока медные обмотки расположены на роторе, постоянные магниты на статоре, а ток снимается посредством графитовых щёток и поступает прямо в систему. В переменных генераторах обмотки находятся на стартере, подключены к электрической системе через выпрямительные диоды (диодный мост), а на роторе крутиться магнит.
Какой из них лучше – вопрос спорный. У постоянного генератора изнашиваются щётки, из-за чего их нужно менять. А ещё при рассоединении обмотки катушки и щётки, образовывается импульс высокого напряжения (такова особенность гальванических элементов), который необходимо сглаживать, иначе он может повредить электронику. У переменного генератора есть потери на диодном мосту, что снижает его эффективность. Справедливости ради, стоит сказать, что в постоянных генераторах есть потери на щётках, ведь графит является полупроводником.
Задачей генератора является зарядка и поддержание аккумуляторной батареи в процессе движения авто. Автомобильный аккумулятор без эффективного генератора долго не протянет в машине.

Проблемы и обслуживание
В процессе эксплуатации автомобиля система зарядки подвергается естественному износу, будь то стирание щёток (свойственно лишь для генераторов постоянного тока), разбивка подшипников или деградация (ослабление) магнитов. Наблюдение за любыми отклонениями на ранней стадии может предотвратить дальнейшие последствия. Слишком низкое напряжение и слабый ток заряда не способны обеспечить достаточную мощность для правильной эксплуатации АКБ, а слишком высокие показатели могут привести к необратимым химическим реакциям в аккумуляторе. Точно определить проблему и устранить её вам помогут автоэлектрики на наших СТО.

Стирание щёток

генератор

Щётки – расходник в генераторах и электродвигателях. Их можно купить почти везде. Нужно лишь знать размеры. Так же следует обратить внимание на держатели и способ крепления. Перед заменой щёток, рекомендуется удалить графитовую пыль с коллектора, это обеспечит лучший контакт и предотвратит электропотери на самом роторе.
В некоторых источниках пишут о необходимости смазки. НИКОГДА НЕ СМАЗЫВАЙТЕ ЩЁТКИ И КОЛЛЕКТОР! Смазка мешает плотному контакту, что приводит к падению мощности и повышению температуры. Да, именно повышению температуры. При неплотном контакте, ток идёт по меньшему сечению, а чем меньше сечение – тем сильнее нагрев.

Разбивка подшипников

генератор

Ещё один вид расходников. Данная проблема всегда решается полной заменой элемента. Если вы хотите попробовать обслужить подшипник — лучше не надо.
Ну а если очень хочется, тогда знайте, что бывают подшипники открытого и закрытого типа, первые очень легко смазать, а вторые почти невозможно. В авто, с расчётом на жёсткую и пыльную эксплуатацию, будут использоваться вторые. Способ смазки очень сложный и это не тема для сегодняшней статьи. Единственное, что могу посоветовать, используйте густые смазочные вещества. Они лучше держат свои физические свойства. И если у вас генератор постоянного тока, держите смазку подальше от щёток.

Деградация магнитов

генератор

Самый редкий и слабо проявляющийся вид проблем. Дело в том, что магниты имеют тенденцию к ослаблению. Происходит это по нескольким причинам: температура (тепло от двигателя, нагрев щёток и катушек генератора), вибрация (при движении, а так же от двигателя на холостых оборотах), другие магнитные поля (магнитное поле создаёт ЭДС в катушке, а катушка, если она замкнута, отвечает встречным магнитным, тогда в магните создаются вихревые токи Фуко и блуждающие магнитные поля).
Проблема слабого магнита решается его заменой.